_

ТАТЬЯНА_ЧИКОВА

живопись_графика_биография_контакты_ссылки

текст _cv

 

Татьяна Чикова относится к «пограничному» поколению русских художников, выросших на стыке культурных эпох. Ее ровесники стоят между двумя точками притяжения. С одной стороны, они чтут традиции своих учителей — в случае с Татьяной это А.А. Мыльников и академическая манера 60—70-х годов, с другой — ищут себя в современном мире, где пространство искусства стремительно сужается.

В своем творческом поиске Татьяна использует своеобразный язык иносказания, выбирая несколько часто повторяющихся образов, выстраивая на их основе композиционные схемы и сюжеты. Она не прибегает к «цитированию» действительности ни в духе реализма своих учителей, ни в более современном, гиперреалистическом варианте. Она воспринимает художественную ткань как сплетение узнаваемых, но условных форм, своего рода узоров, смысл которых очищен от ненужного содержания и основан на внутреннем ритме, как поэзия или музыка.

Ее образы театральны. Театр чувствуется и в особенном выстраивании картинных мизансцен, и в пестроватой гамме, зачастую превращающей пространство работ Татьяны в подобие декораций, где разыгрывается эксцентричное сценическое действо. Наиболее узнаваемые персонажи в нем — манекены, куклы, люди-невидимки с одеждами поверх пустоты. Их игровые взаимоотношения служат художнику формой условности, помогающей выразить любой полюс настроения.

То же можно сказать и о тех работах Татьяны, где сюжет выстраивается в жанровую схему натюрморта или пейзажа. Предметы в интерьерном пространстве кажутся разноцветным театральным реквизитом, способным меняться, играть в зависимости от цели автора. Деревья и дома словно отражены в невидимом нам волшебном зеркале, и мы видим только их отсветы.

Если искать примера для сравнения, то некий близкий Татьяне отголосок художественного мира можно найти в эстетике Серебряного века, когда театр и его персонажи, коломбины, арлекины и пьеро, занимали важнейшее место в работах Бенуа, Сомова, Судейкина… Образы этих мастеров отличала самоценность, неизъяснимость ни в какой иной форме кроме живописной или графической. Примерно той же линии придерживается и Татьяна, творчество которой — современный вариант чистого искусства, где артистическая глубина, изящество и тонкость одерживают зримую победу над актуальностью.

Александр Котломанов, кандидат искусствоведения

 

Magenta Art Gallery